Идеология инклюзивного образования.

 

   В современной педагогике признается уникальность и неповторимость каждого ребенка. Основной задачей гуманистически ориентированного образовательного процесса является создание таких условий, при которых максимально раскроются возможности каждого ребенка (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в обретении знаний, формировании полноценной гармоничной личности, способной к самосовершенствованию и полноценному взаимодействию в социуме.

         Гуманизация образовательного процесса направлена на включение (инклюзию) детей с ограниченными возможностями в систему общего образования. В основе инклюзивного образования лежит социальный подход  о необходимости изменять не людей с ОВЗ, а общество, формировать толерантное равное отношение к ним, создавать особые условия для детей, имеющих различные нарушения в развитии. 

       Педагогическая наука и практика в настоящее время уже наработала определённый опыт в области организации инклюзивного образовательного процесса.

         В основе инклюзивного образования положена идея Л.С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка. Эта идея на протяжении многих лет активно реализовывалась в практике школ Западной Европы и США (десегрегация школ (wideningparticipation), интеграция, мэйнстриминг (mainstriming), инклюзия (inclusion).

     Проблема инклюзивного образования детей разрабатывалась отечественными (И.М. Гилевич, Е.А. Екжанова, Е.В. Кулакова, Э.И. Леонгард, М.Л. Любимов, Н.Н. Малофеев, М.И. Никитина, Т.В. Пелымская, Л.И. Тигранова, Л.М. Шипицина, Н.Д. Шматко идр.) и зарубежными (П. Бейкер, В. Гудонис, М. Джонсон, д. Лауве и др.) учеными.

          Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилиями общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Восемь принципов инклюзивного образования

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.