ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Историческая справка инклюзивного образования.

           Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

Инклюзия (калька с англ. inclusion) – включение, добавление, прибавление, присоединение, то есть:

• вовлечение в образовательный процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

• удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

            В 2000 г. на Всемирном форуме по образованию в Дакаре многие страны, придерживаясь положений Саламанкской декларации, достигли договоренности о стремлении создать инклюзивное образование, или школу для всех учеников, где участие, равенство в сообществах является главным показателем качества образования.

         Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 г. В документе сказано, что инклюзивно-ориентированные образовательные учреждения – это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…»

           В 1971 г. в Италии был принят первый закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах. Это произошло после закрытия психиатрических больниц и интернатов для детей с нарушениями развития.  В Великобритании создается целая система инклюзивного образования, основанная на принципе преемственности, включающая в себя три типа взаимосвязанных учреждений: инклюзивные школы и детские сады; инклюзивные ресурсные центры и ресурсные школы. Наиболее успешен опыт Великобритании по инклюзивному образованию детей с выраженными отклонениями в умственном развитии (например, с синдромом Дауна). Немало таких детей успешно социализируются по завершению образования и самостоятельно живут в обществе.

             На постсоветском пространстве стран Европ инклюзивное образование активно внедряется в Азербайджане, Украине при поддержке международных программ ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО. В Латвии и Эстонии инклюзивным образованием охватывается более 89% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

            Первые инклюзивные образовательные  учреждения в Россиипоявились на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 году была создана инклюзивная школа "Ковчег". С осени 1992 в 11 регионах открылись экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. С 1 сентября 1996 года в педагогических вузах были введены курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

            В январе 2001 года участниками Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения была принята Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ.

            В первое десятилетие XXI века модель инклюзивного образования в порядке эксперимента внедрялась в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Российской Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.