Психологические особенности детей 4-5 лет

 

К 4 годам возрастают физические возможности детей – движения становятся более уверенным и разнообразными. У детей появляется острая потребность в движении, в случае ограничения двигательной активности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.  Поэтому особенно важно наполнить режим дня ребенка разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.

 Игра остаётся ведущим видом деятельности, а именно сюжетно-ролевая. В данном возрасте надо усложнять игры с ребенком добавлением правил в игре и спросом с него их соблюдения.

Основными задачами для взрослых при взаимодействии с ребенком являются:

1. создание условий для творчества ребенка

2. продолжить формирование умения подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность (ведущий вид деятельности у 4-5 летного возраста детей это игра)  через увеличение количества правил.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то ребенок 4 лет нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. В этот период взрослым очень важно удовлетворить потребность ребенка в общении, путем расширения диапазона контактов ребенка. Дайте возможность ребенку играть со сверстниками не только в детском садике, но и дома, во дворе, парке. Разговаривайте с ребенком о его друзьях и знакомых. Следует чаще посещать общественные места, развлекательные учреждения и т.п. (это парки, цирк, концерты, утренники и т.п.).

 

Новые черты появляются и в общении со взрослыми. Дети охотно сотрудничают в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивается мышление ребенка, появляется способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами, появляется интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Серьезную ошибкусовершает взрослыйеслиотмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни, игра усложняется, появляется сюжет, происходит распределение ролей.

У детей наблюдается появление интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Не стоит расценивать такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. «Заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев. Сочинять с ребенком новые сказки.