МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МБДОУ№32

         

            Построение инклюзивного образовательного процесса в ДОУ диктует необходимость создания структурно-функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов.

Модель организации инклюзивного образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения состоит из 3-х блоков:

ориентационного (подходы и принципы, цель);

содержательного (управление, формы, приёмы);

результативного (целевые ориентиры).

    В ориентационном блоке модели в основе организации инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении лежат следующие подходы: аксиологический,  системный, личностно-ориентированный, деятельностный и событийный.

   Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении строится на следующих принципах: индивидуального подхода и поддержки самостоятельной активности ребенка; социального взаимодействия и междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей и принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

    Основная цель дошкольного образовательного учреждения в процессе становления инклюзивного образовательного процесса – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

         Содержательный блок модели организации инклюзивного образовательного процесса включает в себя управление инклюзивным образовательным процессом, вариативные формы организации инклюзивного образовательного процесса и программное обеспечение.

       Основной принцип управления инклюзивным образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа  в детском саду выделяются взаимосвязанные структуры управления инклюзивным процессом: педагогический совет ДОУ; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ; педагогический коллектив инклюзивной группы; координатор по инклюзии; родительский комитет.

        Управление инклюзивным образовательным процессом ДОУ направлено на создание системы обучения и воспитания, которая  подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые вариативные формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.

          Вариативные формы организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ включают в себя: инклюзивные группы (группы комбинированной направленности), детско-родительские группы, консультативный пункт для родителей и детей, лекотеки для детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, адаптационная группа развития «Особый ребенок».

        В связи с введением ФГОС одной из важных задач инклюзивного образования является программное обеспечение инклюзивного образовательного процесса, выбор примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и разработка на её основе адаптированной (модифицированной) программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Результативный блок модели содержит критерии и показатели оценки результативности организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении.

           Цель оценки – выяснить, насколько эффективно инклюзивное образование ДОУ, насколько организованный инклюзивный образовательный процесс способствует развитию ребенка с различными образовательными потребностями. Выяснить для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие в детском саду, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт инклюзивного образования.

             Оценка результативности организации инклюзивного образования в ДОУ предполагает четыре основных предмета оценки: личность воспитанника дошкольного образовательного учреждения, родительский коллектив, профессиональную позицию педагога и созданные организационные условия. Такая всестороння оценка позволит максимально эффективно оценить результативность инклюзивного образовательного процесса в ДОУ.